От дерева к стеклу: как менялся образ Морвокзала
Архитектура морского вокзала — это хронология эстетики и функциональности. Первый вокзал был построен в 1935 году. Деревянное здание в два этажа служило пассажирам и морякам три десятилетия. В нём работал персонал, продавались билеты, велась активная портовая жизнь. Несмотря на простоту, здание имело важную социальную роль: это был своего рода городской клуб, куда приходили не только по делу, но и за атмосферой.
В начале 60-х его снесли. На смену пришло новое здание — монументальное, с куполом, шпилем, высокими потолками и внутренним рестораном. Это был Морвокзал в духе советской архитектурной уверенности: простор, лаконичность, масштаб. Это здание стало «открыткой» Мурманска, символом встреч и проводов, северной романтики и административной строгости одновременно.
Реконструкция 2011–2016 годов принесла перемены. Новый терминал стал современным и функциональным, но горожане встретили его без энтузиазма: исчез шпиль, купол заменили башенкой с часами, фасад лишился характерных черт. Многие говорили, что вокзал потерял душу. Однако именно контраст — между прошлым и настоящим, между тем, что мы ценим, и тем, что имеем — делает посещение Морвокзала особенно насыщенным.