Звонок бесплатный по рф
БЛОГ

Ледокол Ленин

Мурманск редко ассоциируется с музеями, но тот, что навсегда пришвартован к Портовому проезду, способен затмить любую выставку. На борту — каюты, в которых коротал зиму Юрий Гагарин, шахматный уголок для штурманов, экран в столовой, установленный задолго до появления домашних кинотеатров, и боцман, живущий тут с котом. Ледокол «Ленин» — не просто музей, а корабль, на котором пульс Арктики ощущается даже при выключенном двигателе. Первый в мире атомный ледокол стал символом времени, эпохи, технологии и победы человеческой инженерной мысли над льдами.

Почему ледокол «Ленин» — главная достопримечательность Мурманска

Историческая ценность судна не ограничивается технологическим первенством. «Ленин» — живое воплощение советского арктического проекта. Он не просто плавал по Северному морскому пути — он обеспечивал доставку грузов, спасал экипажи, служил плавучей поликлиникой и вёл за собой сотни судов через лед. Для Мурманска он стал неотъемлемой частью городской идентичности — столько лет простояв в порту, он вписался в городской пейзаж не хуже памятника Алеше.

При первом взгляде на ледокол «Ленин» нельзя не почувствовать его масштаб. Величественный силуэт, строгие обводы корпуса, массивные надстройки — всё в нём внушает уважение. Даже будучи обездвиженным, он продолжает излучать уверенность и силу, как будто и сейчас готов уйти в рейс. В этом корабле нет ничего музейного — он по-прежнему выглядит как действующий гигант.

Как создавался первый в мире
атомный ледокол

Работы над проектом начались в 1953 году. Технических решений такого масштаба в мире не было, поэтому в Ленинграде, на заводе имени А. Марти, перед строительством настоящего судна сделали деревянный макет. Стройка стартовала в 1956 году, а к созданию корабля подключили весь мир: турбогенераторы поставлял Харьков, турбины — Киров.

Спуск на воду в декабре 1957 года сопровождался залпом петропавловской пушки, а к 3 декабря 1959 года на ледоколе подняли флаг. Эта дата стала официальным днем рождения российского атомного ледокольного флота. По сравнению с дизельными собратьями, «Ленин» имел внушительное преимущество: срок автономной работы — четыре года без дозаправки. Благодаря атомной установке он мог работать в условиях, где другие суда сдавались ещё на подходе ко льду.

Своё имя атомоход унаследовал от парохода «Ленин», который до него обслуживал Северный морской путь. История этого предшественника была не менее драматичной: построенный в Англии для царской России под именем «Святой Александр Невский», он побывал в британском и белогвардейском флоте, а затем был брошен и вернулся на службу в СССР. Позднее его переименовали во «Владимир Ильич» и списали через восемь лет после появления нового ледокола.

Служба во льдах: будни, рекорды и легенды

За три десятилетия службы ледокол провел сквозь арктические льды более 3700 судов. Он стал первым кораблем, прошедшим севернее Северной Земли, и совершил рейс продолжительностью 390 суток — рекорд по времени непрерывной вахты. За годы службы ледокол преодолел свыше 1,5 миллиона километров — это как 30 кругосветных путешествий по экватору.

Быт на борту был организован так, чтобы экипаж мог выдерживать многомесячную автономность. Спортзал, кают-компания с мягкими креслами, библиотека, зона настольных игр, просторная столовая, современная по тем временам медсанчасть — всё продумывалось с учётом долгих зимовок. Внутренние помещения были облицованы деревом: это не только улучшало теплоизоляцию, но и психологически облегчало жизнь в металлическом корпусе среди снегов и льдов.

Ледокол посещали известнейшие люди: Фидель Кастро, Гагарин, Никсон, Пахмутова, король Норвегии. Он стал площадкой международных встреч, местом, где арктическая тема обретала политический вес.

Как устроен ледокол изнутри

Внутренние пространства «Ленина» удивительно разнообразны. Каюты, навигационный мостик, реакторный отсек, радиорубка, кают-компания, кухня и столовая — всё сохранено в почти аутентичном виде. Главное впечатление производит отделка: повсеместно использовано дерево. Даже современные ледоколы, по признаниям моряков, не дотягивают по комфорту.
Особого упоминания заслуживает медсанчасть. Оснащённая всем необходимым — от хирургических инструментов до рентгена — она выполняла функции плавучего госпиталя. Во время экспедиций сюда доставляли пациентов не только с других судов, но и из отдаленных арктических поселков. Хирурги на борту чаще всего оперировали аппендициты и лечили переломы.

Атомный реактор, обеспечивавший судно энергией, был полностью выгружен в 1993 году. Сегодня уровень радиации на борту ниже, чем на улицах большинства городов — благодаря массивной защите корпусу не страшна даже космическая радиация.

Как «Ленин» превратился в музей

Срок службы у атомного ледокола истекал к 1984 году, но его продолжили эксплуатировать до 1989-го. При этом техническое состояние реактора оставалось безупречным — требовались лишь серьезные работы по корпусу. План списания вызвал волну недовольства по всей стране. В правительство писали академики, военные, моряки и простые граждане. Обращения с просьбой сохранить ледокол для истории приходили годами.

В 2000 году был создан Фонд поддержки ледокола «Ленин». Благодаря его усилиям корабль сохранили. К 2009 году он открылся как музей, а в 2018 году получил статус объекта культурного наследия федерального значения.

Экскурсии к ледоколу «Ленин»: как всё организовано и что важно знать

Посещение организовано по времени: есть экскурсии по записи и со свободным входом. Записанные группы стартуют в 11:00 и 16:30, а открытые — в 12:00, 13:30 и 15:00. У каждой экскурсии своя вместимость — от 11 до 40 человек. В программе: реакторный отсек, кают-компания, рубка, бытовые зоны.

Лучше не пытаться свернуть с маршрута — навигация по кораблю сложная, и если потеряться, искать будут долго. Не всё пространство покрыто видеокамерами. Кстати, на борту живёт кот Вано, официальный талисман судна. Говорят, встретить его в коридоре — к удаче.

Сувенирный киоск предлагает значки, альбомы, футболки и блокноты с символикой ледокола. Всё — в шаге от кассы.

Музей открыт со среды по воскресенье, с 11:00 до 16:30. Понедельник и вторник — выходные. Оплатить можно картой. Есть групповые экскурсии.

Как добраться до ледокола «Ленин»

С железнодорожного вокзала нужно спуститься по правой лестнице, перейти мост через пути и направиться к парку с фонарями-кранцами. Причал находится сразу за ним. Доехать можно и автобусом: маршруты 103, 106, 108, 109, 110, 120, 124 и маршрутки 106м, 125 идут от автовокзала. Также можно использовать автобус №119 от «Судоремонтного завода». На автомобиле ехать по Портовому проезду к Кольскому заливу. Геолокация: 68°58′29″, 33°03′34″.

Почему «Ленин» стоит увидеть своими глазами

«Ленин» — часть инженерной и морской истории страны, сохранившаяся в оригинальном облике. На его борту можно увидеть, как устроена атомная силовая установка, каюты экипажа, командный мостик, медицинский блок, помещения отдыха. Всё осталось таким, каким было в годы активной службы. Экскурсия помогает понять масштаб задач, которые решал атомный флот в Арктике, и условия, в которых работали специалисты на борту.

Ледокол занимает особое место в истории Мурманска. Он стал первым в мире гражданским судном с атомным реактором, долгое время был флагманом Северного морского пути и теперь сохраняется как объект культурного наследия. Это одна из главных точек притяжения в городе — значимая, узнаваемая и доступная для посещения.

Если вы планируете путешествие в арктик-отель «Китовый берег» и ожидаете трансфер в Мурманске, рекомендуем заложить время для визита на ледокол. От отелей «Меридиан» или Azimut до ледокола можно добраться за несколько минут, а посещение дополнит впечатления от русского Заполярья.

посмотрите примеры готовых туров